Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Небесные граждане

21.06.2022

В областном художественном музее имени И. П. Пожалостина начала работу выставка «Небесные граждане» московской художницы Елены Черкасовой. 

В открытии выставки приняли участие директор Рязанского художественного училища Василий Колдин, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Рязани отец Константин Камышанов и нижегородский иконописец Николай Сметанин, который сейчас трудится над росписями этой церкви. Отец Константин хорошо знаком с Еленой Черкасовой, и благодаря ему состоялась персональная выставка художницы в Рязани.

Елена Игоревна Черкасова родилась в 1959 году в Москве в интеллигентной семье, её отец был крупным учёным. Училась в вечерней художественной школе. В юности писала картины, имевшие успех в кругу друзей, молодых представителей московской богемы 1980-х. Пережив серьёзный духовный кризис, Елена пришла к христианской вере. Она глубоко изучает службу, читает много духовной литературы, общается с прихожанами и священниками, изучает иконописную традицию. В 1996 году, после длительного перерыва, произошло возвращение к живописи. Елена Черкасова – член секции иконописи Творческого союза художников России, активно работает как живописец и график. С 1998 года регулярно проходят её персональные выставки, многие  работы хранятся в частных собраниях в России и за рубежом. Художница живёт и работает в Москве, ежегодно выезжая на несколько месяцев в деревню Теренькино под Угличем.    

Черкасова -– сознательный и последовательный  современный христианский художник. Все её картины можно назвать иллюстрациями к тем или иным текстам – книгам Ветхого и Нового Завета, псалмам и тропарям, житиям святых. Художник рассказывает о понимании иных, иносказательных возможностей говорить о Боге и своей вере, не прибегая к языку иконописи или традиционной реалистической живописи, изобретая свой собственный язык и не касаясь тем, не связанных с миром христианства. Её живописный язык вобрал в себя очень много из того, что Елена полюбила и ценила с детства, рассматривая альбомы в богатой семейной библиотеке: фаюмский портрет, византийскую книжную графику, армянскую и грузинскую иконопись, европейский и русский примитив (Пиросмани, Шагал, Анри Руссо), народное искусство разных стран.

С первых минут знакомства с творчеством Черкасовой слегка озадаченному зрителю бросается в глаза внешняя «неумелость» её живописной манеры, а также простота и радость, которая  сквозит и в детской наивности рисунка, и в чистых ярких цветах. В то же время живопись Елены Черкасовой сложна и глубока, для понимания её работ необходимо долго в них всматриваться, зрителю не помешает серьёзная теоретическая подготовка. Свою главную тему – удивительность и восторг духовной жизни мастер переживает через библейские притчи. Текст – евангельский, библейский – является частью картины, это древняя христианская традиция и в живописи, и в иконописи.  Перед нами возникает одно большое, развернутое во многих подробностях видение Царствия Божия, небесных граждан, уже обитающих в Небесном Иерусалиме. Елена явно видит своих «небесных граждан» внутренним зрением и радуется, когда они оказываются с ней рядом, похожими на окружающих людей. Сама художница отмечает: «Это не проповедь, а песня, которую поёшь самой себе, и вдруг оказывается, что она ещё кому-то нравится…»  Картинами Елены Черкасовой оформлен ряд книг, её работы постоянно использует журнал "Фома" и другие издания.

На выставке в Рязани представлено более полусотни живописных и графических произведений автора разных периодов творчества, преимущественно последних лет. Елена Черкасова интерпретирует образы Старого и Нового Заветов и евангельские сюжеты, воплощает образы современных людей церкви. В её картинах прослеживаются черты византийского искусства, армянской и грузинской иконописи, примитивизма, однако все эти сюжеты выполнены в уникальном стиле с особым сочетанием цветов и линий. Примечательно и то, как Черкасова обыгрывает практику исихазма (молчания и постоянной молитвы в сердце человека): многие из ее персонажей, от святых до обычных людей, не имеют губ, что показывает их сосредоточение на внутреннем, духовном мире.

Увидеть и изучить все эти тонкости можно будет до 14 августа.