Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская»

Железная рыба и чёрные овцы

12.12.2016

8 декабря 2016 года в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» состоялась первая лекция цикла «История коренных американцев в XX веке. Малые народы на большой земле». Лектором выступил выпускник РГУ им. С.А. Есенина, кандидат исторических наук Александр Преймак.

Первая встреча нового лекционного цикла стала, пожалуй, одной из самых интересных за последнее время – не столько по качеству материала, сколько по подходу лектора к изложению сведений аудитории. Александр Преймак не пытался дистанцироваться от аудитории, пытаясь «объять необъятное», а рассказывал интересные, на его взгляд, факты, дополняя их иллюстрациями, свидетельствующими о его хорошем чувстве юмора.

Речь на первой лекции шла об истории индейских племён и освоения территории современной Америки европейцами. Вопреки общепринятому мнению, отметил Александр Преймак, открытие Колумбом Америки в 1492 году стало для индейцев вовсе не великим открытием, а началом серии великих бед, которые им принесла европейская цивилизация. Вслед за Колумбом в неизведанный мир ринулись сотни европейских завоевателей, начавшие вытеснять индейцев с обжитых ими территорий.

К слову, и самих индейцев считать особенно отсталыми не приходится – об уровне развития их цивилизации свидетельствует наличие на индейских землях города-дворца Тиночтиглана. Город занимал территорию в 8 тыс. кв. м. и имел от 450 до 800 комнат. Ещё одна достопримечательность мира древних индейцев – город Кахокия, датируемый 600 в. н. э. Вторгшиеся в этот мир европейцы вели себя именно как завоеватели – как иначе объяснить появление в английском языке слова «colambusing», что означает присвоенное открытие, когда кто-то начинает использовать то, что уже изобрели другие. Впрочем, приход белых на американский континент был гораздо опаснее, чем просто использование чужих земель и изобретений. Судите сами – белое население вело ради забавы зверское уничтожение бизонов. Если раньше на континенте животных насчитывалось до 50 млн. особей, то уже к 1890 году их насчитывалось не менее 500 штук, что дало повод к основанию специального заповедника в Йеллоустоуне.

Белые постепенно, век за веком, выживали индейцев с их территорий. Так, в 1830 году президентом Эндрю Джексоном был подписан закон о переселении индейцев, согласно которому коренное население буквально выгоняли с принадлежащей им земли, переселяли всех в одно определённое место. Дорогу в Оклахому индейцы не случайно называли «дорогой слёз» – немало мук они терпели в пути, преодолевая трудности жизни на новом месте и горе расставания с родными местами. Подобным образом было переселено около 100 тыс. индейцев, на конец XIX века вместо необъятных просторов индейцы владели только 31 млн. га земли, что составляло крохотную часть от их прежних богатств.

Ещё более жестокой мерой, чем переселение, стал акт Дэвиса. Документ от 1887 года предполагал выделение индейцам земельных наделов. Всё, что было сверх наделов, определялось в излишек и подлежало свободной продаже. Естественно, что местное население сопротивлялось подобной дискриминации – история освоения Америки знает немало кровопролитных конфликтов, заканчивавшихся жертвами с обеих сторон. Одним из самых трагических событий истории является бойня у Вундед-ни – в результате конфликта белых и индейцев колониальными войсками было зверски расстреляно 300 человек – в основном, женщины, старики и дети.

Впрочем, из подобной кровавой истории, пестрящей многочисленными примерами убийств, власти подчас выносили и ряд уроков. Так, отметил Александр Преймак, весь XX век вектор отношения к индейцам менялся от положительного к отрицательному. Положительный резонанс в обществе должен был вызвать и закон, подготовленный в 1924 году Д. Кольером. Он предусматривал создание единого надела и восстановление общинного строя жизни индейских племён. Несмотря на то, что документ был направлен на защиту прав коренного населения, именно некоторые индейцы выступили против него – обладая наделами земли, они не хотели ничего менять. Многие из них, несмотря на притеснения, активно участвовали в жизни страны – так, американскими властями активно использовался для передачи шифровок язык навахо, для которого были придуманы интересные символы – железная рыба и чёрные овцы. Первое понятие обозначало подлодку, а второе – взвод солдат.

Следующая лекция цикла состоится 15 декабря в 19.00 в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская».

Вход – свободный.

Источник: портал VezdeKultura