Картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская»

Истоки. Рязанцы начали путешествие в эпоху Возрождения

21.09.2015

9 сентября 2015 года в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» открылся бесплатный лекторий «Эпоха Возрождения в европейском искусстве: образы, мысли, судьбы». Совершить путешествие в прекрасное всем желающим предложила кандидат исторических наук, преподаватель кафедры дизайна РЗИ (ф) МГУКИ Анастасия Кравченко.

Первая встреча в рамках нового проекта была посвящена истокам Возрождения – того самого, которое вошло в историю искусства, как время обращения к человеческой натуре, воспевания красоты человеческого тела. Принято считать, что наиболее полно идеи Возрождения воплотились в творчестве писателей, живописцев и скульпторов XIV-XVI вв. Однако, были в истории и те, кто ранее указанных канонических рамок начали претворять в жизнь философию гуманизма, поворачиваться «лицом к человеку». Одним из таких людей стал, например, художник Джотто. Работы последнего, выполненные для церкви в Ассизе, капеллы в Падуе, уже говорят о мастере как о глубоком новаторе в творчестве, стремящемся к изображению живого человека даже в христианских сюжетах, желанию сделать фрески «живыми». Возможно, благодаря именно этим чертам объясняется, что фрески Джотто гораздо более известны, чем его архитектурные чертежи. Для современников автор остался одним из самых известных художников своего времени, однако идеи его оказались позабыты на достаточно долгий срок – до тех пор, пока его находки не получили развитие в творчестве мастеров раннего Ренессанса.

Последний период связан с творчеством трёх авторов – Филиппо Брунелески, Донателло и Мазаччо. Первых двух мастеров связывала дружба – вместе они изучали образцы древнего античного искусства, которое во многом послужило для них образцом. Однако, в творчестве каждый выбрал свою дорогу. Так, Филиппо Брунелески, подаривший кафедральному собору Флоренции его знаменитый купол, вошёл в историю, как автор типовых палаццо – в свои работы он смело привносил элементы античного искусства. В свои архитектурные работы Брунелески привносил живость человеческого тела – таков его Христос на Кресте, который поразил даже знатока Донателло. Последний своими скульптурами Давида, Иоанна Богослова, апостола Марка, Святого Георгия только укрепил новые подходы к изображению святых и обычных людей – у мастера они, прежде всего, люди, с эмоциями и переживаниями.

В живописи те идеи, которые отразились в пластике Донателло и Брунелески, получили отражение в творчестве Мазаччо. Художник, рано ушедший из жизни, оставил яркий след в истории искусства – в его полотнах появились светотень, перспектива, выразительные образы, запоминавшиеся зрителям, а также новые приёмы, воспринятые мастерами позднего времени.

Источник