Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Петр Первый. Личность и культура

09.06.2022

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина начала работать выставка живописи, графики и религиозного искусства из фондов музея

Выставка посвящена масштабным изменениям русского изобразительного искусства, произошедшим в ходе реформ Петра Великого. Развитие светского начала, внимание к личности и ее социальной значимости, стремление охватить реальный мир и отразить его в произведениях искусства берет свое начало во времени правления отца первого русского императора, Алексея Михайловича, однако полнокровным и поистине необратимым этот процесс становится в ходе реформ Петра Первого.

Камерная экспозиция предлагает зрителю увидеть процесс становления новой русской культуры, точкой отсчёта которой становится личность и ее роль в общественной жизни и истории страны. Живым воплощением этого сложного процесса, его краеугольным камнем становится образ самого Петра Великого. Представленные на выставке экспонаты прямо или опосредованно раскрывают образ первого русского императора, его отражение в культурном сознании и влияние на русское искусство от начала 18 до 20 века.

Центральной темой экспозиции остается персона – или «парсуна» - в самом широком смысле. Новое время нуждается в новых идеалах, процесс конструирования которых во многом отражен в становлении портретного искусства этого периода. Изобразительный язык существенно меняется, но художественный метод русского религиозного искусства, основанный на столкновении реального и идеального, по прежнему остается актуальным. Сопоставление классического официального портрета императора и прижизненного слепка его лица, созданного Этьеном Фальконе, образцов парсунного письма и портретной графики 1 половины 18 века в экспозиции выставки призвано продемонстрировать процесс создания образа героя Нового времени.

Вместе с тем, синодальная реформа Петра Первого инициирует изменения иконописного языка и религиозной культуры страны в целом. В ходе этого процесса углубляется противостояние между старообрядческой и «никонианской» традицией, начавшееся еще в период Раскола. Таким образом, 18 век оставляет русской религиозной культуре два вектора развития, творческий импульс которых отражается в последующих веках. Представленная на выставке синодальная икона, с ее стремлением к актуализации сакрального образа, со всей полнотой раскрывает  эстетические идеалы Нового времени, в то время как образцы старообрядческой иконы и медной пластики демонстрируют упорную жизнеспособность традиционного языка древнерусского искусства и, вместе с тем, его дальнейшую эволюцию в условиях синодального периода. Часть экспозиции, посвященную старообрядческой культуре, завершает лубок. История интерпретации его сюжета во многом иллюстрирует значимость образа Петра Великого в истории русской культуры.

В эпоху петровских реформ особенно востребованным видом изобразительного искусства становится печатная графика. Импульс ее развития на протяжении двух веков порождал различные формы художественного высказывания. Представленные на выставке графические листы – от гравюр мастеров 18 века до советской печатной графики – воплощают образ Петра Великого, созвучный эпохе. Серия гравюр Ф.Д. Константинова «Полтава» и «Медный всадник» становятся символическим итогом формирования исторической персоны Петра Великого в культурном пространстве России.

Выставка  работает с 9 июня по 7 августа 2022 г. в  художественном музее по адресу:

Рязань, ул. Свободы, 57.

Вход с 11 до 18 час.

Выходной день – понедельник.

Санитарный день - первая пятница месяца.

Тел. для справок (4912) 44-18-83