Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
21
22
23
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Личное пространство Александра Ковалева

08.10.2021

7 октября 2021 в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась выставка произведений известного рязанского художника

Александр Михайлович Ковалёв, известный рязанский живописец, родился в 1946 году в Шацке Рязанской области, в 1968 году окончил Рязанское художественное училище, в 1975 – факультет живописи Московского художественного института им. В. И. Сурикова, где одним из его педагогов был Д. Д. Жилинский. Много лет А. М. Ковалёв отдал преподаванию, ведя специальные дисциплины в Куйбышевском (ныне Самарском) и Рязанском художественном училищах. В стенах Рязанского художественного музея первая персональная выставка А. М. Ковалёва состоялась четверть века назад, нынешняя, под названием «Личное пространство», приурочена к 75-летнему юбилею мастера.

Представитель поколения семидесятников, творчество которых в отечественном искусстве отмечено философским взглядом на мир и культурной эрудицией, в местной художественной среде А. М. Ковалёв выделяется интеллигентностью. Таким видится и адресат его живописи. Выставка знакомит с произведениями 2000–2010-х годов, где любимые темы А. М. Ковалёва истолкованы с позиций мудрой зрелости.

В видах городских улиц немало примет Рязани, хотя сам автор всегда подчёркивает отвлечённость своих пейзажей. Кремлёвская колокольня, фасады Краснорядской и Торговых рядов, гипсовые вазоны с площади Ленина узнаются и не узнаются, поскольку включены в условную среду. Дух Рязани притом эти фантазии могут передавать вернее самых точных документальных изображений, надо только настроиться на романтизирующую родной город авторскую волну. Приёмы А. М. Ковалёва подчёркивают впечатление полусна-полуяви: живописные пятна не имеют ясных границ, растворяясь друг в друге; тонкие линии кистью, чётко начинаясь, вдруг пропадают; колорит мало связан с предметным цветом. За последние годы в холстах мастера возросла самоценность фактуры. В качестве подкладки под красочный слой им часто используется газета, поверх наносятся штрихи углём, наклеиваются обрывки бумаги, и всё это воспринимается как богатство ассоциаций, складывающихся в единый поэтический образ.

Свойственная городским мотивам А. М. Ковалёва элегическая интонация слышна и в произведениях, которые посвящены Ширяеву – месту на Волге под Самарой, в Жигулёвских горах. Ширяево славится своими пейзажами, а также заслугами перед русским искусством – в своё время тут работали И. Е. Репин, Ф. А. Васильев. Ландшафт сохранил в себе много древнего. Раз за разом изображая одну из здешних гор, А. М. Ковалёв благоговейно дивится как её неизменности, так и живой женственной красоте, подчёркнутой то первым снегом, то цветением яблонь на склонах. Характерные для ширяевских видов мастера лёгкие фигурки овец или коз сравнимы с фигурками голубей или собак в видах города, ритм их существования подчинён более длительному времени пейзажа, оттеняет его.

Игрой воображения и одновременно продолжением волжской темы кажутся картины А. М. Ковалёва с купальщицами. Под его кистью это прежде всего классический для искусства сюжет, натура тут уравнена с музейными воспоминаниями, а то и вовсе перед ними отступает.

В основе творчества художника лежит сочинение, даже если речь идёт о натурных жанрах. Закономерно, что для натюрмортов А. М. Ковалёва материальность объектов не главное – важнее вызываемые ими переклички смыслов, внутренняя тональность. Тональность, которую для искусства художника в целом можно было бы определить как светлый минор, сколько бы противоречий оно в себе не таило.

Выставка продолжит работу до 5 декабря 2021 года.