22 июня в Пронском краеведческом музее открылась выставка «Боклевский - имя и время», приуроченная к 205 – летию со дня рождения выдающегося художника-карикатуриста, оформителя бессмертных произведений российских классиков Петра Михайловича Боклевского.
Художник родился 24 июня 1816 года в селе Елшино Рязанской губернии в семье военного - отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Федоровича Боклевского. Мать его, Мария Даниловна, урожденная Сазонова, дочь небогатого помещика. Ей и принадлежало сельцо Елшино, которое в последствии было вписано в мировую историю, как имение, где родился и жил один из крупнейших художников-иллюстраторов и карикатуристов XIX века Пётр Михайлович Боклевский, прославившийся своими литографиями героев Гоголя, Тургенева, Островского, Достоевского и Мельникова-Печерского.
Интерес к живописи проявился у художника с пяти лет. Этому не могла не способствовать мать Боклевского - одаренная женщина, умело писавшая акварелью и лепившая из воска. Первоначальное образование Пётр Боклевский получил в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии, где был награжден памятным подарком «За отличные успехи в рисовальном искусстве».
В 1849 году Боклевский женился на сироте, воспитаннице предводителя дворянства Пронского уезда М. Ф. Лихарева – Варваре Павловне Мальцевой, которая стала владелицей своего наследственного имения Питомша Скопинского уезда. Брак оказался на редкость счастливым, в котором было шестеро детей:
В 1852 году Петр Михайлович получает звание «свободный художник по живописи портретной акварелью». Он занимался активной общественной деятельностью, избирался мировым судьей, был председателем съезда мировых судей.
Всего Боклевский проиллюстрировал пять комедий: «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок». Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий.
Художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к «Ревизору», а в 1863 — «Бюрократический катехизис». Но самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались «Мертвые души». Это была настольная книга художника. Боклевский усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актеры (подобно М.А. Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр, 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского».
О востребованности работ художника говорит и то, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались рисунками Боклевского. Умер Боклевский в Москве, похоронен рядом с женой в городе Скопине.
На выставке представлено геологическое древо трёх поколений семьи П. М. Боклевского, фотография и информация о месте захоронения родителей художника в селе Елшино Пронского района Рязанской области, иллюстрации художника к произведениям русских классиков.
Посетив выставку можно узнать о прекрасном мраморном монументе «Скорбящий ангел», который был разрушен в 1920 г. вандалами, после чего на этом месте был создан памятник – объект культурного наследия федерального значения в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря.
Художник Пётр Михайлович Боклевский, дети его и внуки славно и честно потрудились для России. Их имена следует помнить и память о них нужно достойно сохранять.
В городе Скопине именем П.М. Боклевского названы улица и детская художественная школа.