Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2
5
6
7
9
10
13
15
16
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Прорыв блокады Ленинграда

18.01.2021

18 января 2021 года исполнилось 78 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

                                                                 

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. (прорвана 18 января 1943) — 871 день. Из них 871 день длилась ленинградская блокада. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась блокада. Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса».

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

                                                     

 Ноябрь 1941г. Весь общественный транспорт остановился. К зиме 1941/42 г. г не осталось никаких топливных запасов, водных поставок, почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. Но жители города не только выживали, но и работали.

Двадцать один год был Анне Семеновне Каплиной, когда началась блокада, поэтому все ужасы врезались в память. Анна тогда работала на заводе «Энгельс», и рабочих частенько посылали с винтовками дежурить на крышу. До этого никогда не держала она в руках оружие, а тут и стрелять приходилось; а что поделать – война, уже не смотрели, девушка ты или юноша, не смотрели и на возраст. В цехах завода она, как и другие, постоянно дежурила по ночам, неделями не бывала дома.                                                                                                                                                               

                                                    

Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

                                                                                

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.… Кроме хлеба есть, было, нечего.

Из воспоминаний Зинаиды Сергеевны Картушиной: «В своем детстве я пережила самую страшную блокадную зиму, в ужасном голоде, холоде, грязи. Хлеба давали по 125 граммов в день на человека и 300 граммов крупы на десять дней. И больше нечего было есть. Даже нельзя было в городе нарвать крапивы – кругом одни серые камни. Зимой в квартирах стоял жуткий холод. Не было ни воды, ни света, а за водой ходили с чайником в люк». Нашу семью спасло то, что мы жили в старом огромном доме, огороженном деревянным забором. В этом здании с центральным отоплением еще с прежних времен осталась печка, и ее изредка протапливали досками от забора. Мы не мылись тогда: баня не работала. По нам ползали вши, мы чесались от паразитов и грязи. А еще была страшная болезнь – цинга, при которой ногти и десны кровоточили. Я болела цингой, у меня распухли десны и шатались зубы, но это было пустяками по сравнению с тем, что творилось вокруг: люди умирали тихо и незаметно, будто таяли на глазах; оседали на улице и больше не вставали. Мы, родственники держались вместе, иначе не выжили бы. Мне, двенадцатилетней девочке, тоже приходилось копать траншеи, чтобы вместе со всеми оставшимися в живых прятаться там от «зажигалок» - бомб. А еще вместе со стариками я возила на саночках покойников в общую кучу. Трупы потом вывозили за город на машине. Нас, таких подростков во дворе, было шесть человек. Все мы четко знали свои обязанности: фугаски, трупы, траншеи…»

                                                                         

 Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно - автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

За перевозку продуктов в блокадный Ленинград получил медаль «За Отвагу» наш земляк Алексей Иванович Катаев. Он вспоминал: «Под непрерывной бомбежкой, шесть рядов машин шло в одну сторону, шесть – в другую – груженые ЗИЛы, ГАЗики. Я в то время старшим сержантом был, а потом – парторгом дивизиона». 

                                                                        

Иван Егорович Савин был водителем в годы ВОВ и по "дороге жизни" вывозил ослабевших от голода жителей города.

                                                                       

Пронский детский дом № 1 стал домом для многих детей из блокадного Ленинграда.

 Аня Андрюкова была в числе первых десяти детей, которых привезли в тихий Пронск летом 1942 года. Ей было 10 лет, ходить не могла от изнеможения. Три дня провела в квартире с умершей от голода матерью, пока их не нашли. Маму похоронили. Отец был на фронте, и девочку отправили в детский дом. Анне приходили в Пронск письма с фронта от отца Дмитрия Макаровича (она до сих пор их хранит), а вскоре пришло горькое известие: отец погиб под Смоленском. Пронский детский дом поставил детей блокадников на ноги, помог пережить трудное время. Повзрослевшая Анна вернулась в Ленинград где создала семью и 36 лет отдала одному предприятию заводу «Лентеплоприбор» Когда, наконец, пришла долгожданная весна, к заботам бойцов МПВО прибавилось еще захоронение трупов, которые были повсюду: в подъездах домов, двора, в траншеях. Эпидемия, которая могла вспыхнуть внутри осажденного города, была бы равносильна действию голода, артобстрелам и бомбежкам. Глыбы смерзшихся нечистот в некоторых дворах доходили до второго этажа. Надо было срочно убирать, пока солнце не успело превратить их в зловонную жижу. Многих тошнило, работали с завязанными платком ртом и носом. Очищали ото льда трамвайные линии. Работали ломами и лопатами до пота, сутками без сна. Какая же была радость, когда снова побежали трамваи!

                                       

Среди переживших блокаду были: Жигулина Надежда Григорьевна, Жигулина Софья Григорьевна,Иконников Алексей Алексеевич, Кузьмина Екатерина Григорьевна, Палеха Лидия Михайловна, Райкевич Антонина Александровна, Шишкина Мария Васильевна и многие другие.

Блокадные коты. Для города Ленинграда кошки имеют особое значение, ведь именно они спасли блокадный город от нашествия крыс. В 42-м году осажденный Ленинград одолевали крысы. Очевидцы вспоминают, что грызуны передвигались по городу огромными колониями. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. С крысами боролись: их расстреливали, давили танками, были созданы даже специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с напастью не могли. Серые твари сжирали даже те крохи еды, что оставались в городе.

                                                                

 И тогда было принято решение доставить в Ленинград кошек. В апреле 1943 года из Ярославской области и доставили в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то "для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило". В конце войны в Ленинград привезли второй эшелон кошек. На это раз их набирали в Сибири. Многие хозяева лично приносили своих котов на сборный пункт, чтобы внести свой вклад в помощь ленинградцам.

                                                                     

 В те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр. Работала Публичная библиотека.

                                                                   

 Всё то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.

                                                                

 Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Памятник детям блокадного Ленинграда «Пусть всегда будет солнце». «Прорыв блокады Ленинграда».

                                                               

 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё.

Прончане, участники прорыва блокады Ленинграда Акимов Николай Филиппович, Блинников Василий Иванович, Буянов Алексей Иванович, Зайцев Александр Иванович, Зацепин Виктор Андреевич, Илюшин Александр Иванович, Колесова Анастасия Григорьевна, Крюкова Валентина Сергеевна, Миронов Михаил Дмитриевич, Митряков Николай Степанович, Павлов Иван Петрович, Савушкина Елена Ивановна, Серегин Василий Кузьмич, Трофимова Вера Андреевна, Щепелева Екатерина Алексеевна.

В результате военной операции войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8−11 километров), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «Большой Земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками – инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.