Колокольчики
Помните слова старинной русской песни:
Под дугой колокольчик поет…
или:
Однозвучно звенит колокольчик…
И всегда в нашем восприятии звонкий колокольчик связан с русской тройкой. Как только не называли их в России: ямщицкими, ямскими, дужными, поддужными, дорожными, почтовыми, ездовыми, сбруйными, упряжными, а в конце XVIII – начале XIX века их называли звонками или позвонками. Многие исследователи считают, что колокольчик широко вошел в народный быт уже в ХVIII веке. Во всяком случае почтовые колокольчики упоминаются в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 г. С конца ХVIII до XX столетия колокольчики были атрибутом как почтовых, так и частных троек. Правда, первоначально они использовались только на почтовых трактах и выполняли роль своеобразного сигнального средства, извещая о прибытии курьерской повозки, но мода на заливчатые перезвоны под дугой привели к тому, что обыватели разъезжали с колокольчиками, что вносило путаницу в работу почтовых служб. Многочисленные жалобы привели к тому, что 18 декабря 1836 года вышло постановление Сената, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях». Но мелодичный звон колокольчиков так полюбился, что запрет постоянно нарушался — тройки с колокольчиками были спутниками практически всех праздничных событий в крестьянской жизни. И в 1860 году снова был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. В начале ХIХ века в России складываются четыре наиболее известных центра производства поддужных колокольчиков в России. Это города Валдай, Касимов, Слободской и село Пурех. Выдающаяся роль в этом ряду принадлежит Валдаю. Кроме Касимова, в Рязанской губернии лили колокола в самой Рязани и деревни Поповская. Промысел в Касимове возник в XVIII столетии. Первые подписные колокольчики появились в 1804 и 1805 году. До 1860-х годов промысел переживал время яркого расцвета, затем наступил период постепенного упадка, когда касимовцы были вытеснены с рынка пурехскими мастерами. К 1915 году во всем Касимовском уезде работал лишь один литейщик.
Интересно, что существуют очень редкие колокольчики с надписью «Мастер Белорыбкин в Шилове». Казалось бы, дело ясное: их производили в селе Шилово Рязанской губернии, теперешнем поселке Шилово… Но фамилия Белорыбкиных в XIX веке в селе не встречается. Вероятнее всего имеется ввиду село (ныне деревня) Шилово Пермской губернии.
Посмотреть видеоверсию выставки можно, пройдя по ссылке: https://youtu.be