"Сборник лучших сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития"
Настоящее пособие создано в рамках проекта «Инклюзивный музей», который нацелен на развитие лучших практик социализации, обучения и творческой самореализации людей с инвалидностью музейными средствами, а также на развитие в музеях доступной среды.Одним из направлений этого долгосрочного и комплексного проекта является поддержка и развитие музейных программ для детей с особенностями ментального развития. Оно реализуется с 2017 года Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
В партнерстве с музеями, имеющими успешный опыт проведения инклюзивных программ, а также профильными некоммерческими организациями, работающими с людьми, имеющими инвалидность, мы создаем методические материалы, помогающие сделать музейное пространство открытым и доступным разным посетителям. Командой проекта систематически проводятся вебинары, тренинги и семинары для музейных сотрудников, разработаны обучающие видеоролики и буклеты с рекомендациями по взаимодействию и работе с детьми, имеющими особенности ментального развития, а также другие учебно-практические материалы.
Одной из наших инициатив стал конкурс сценариев музейных занятий для детей с особенностями ментального развития, результатом которого и является данный Сборник.В него вошли двенадцать сценариев, отобранных членами экспертного совета, который состоял из специалистов музеев, представителей профильных общественных организаций, а также родителей детей с инвалидностью и особенностями ментального развития. Предваряют эти тексты общие методические рекомендации и сценарий программы «Фарфоровая история», разработанные музеем-заповедником «Царицыно» - победителем первого грантового конкурса проекта «Инклюзивный музей» в номинации «Инклюзивное развитие».
Мы искренне надеемся, что вошедшие в Сборник программы музеев разного профиля и географии послужат практическим ориентиром для методистов, экскурсоводов и кураторов, вовлеченных в реализацию занятий для детей с особенностями развития.
Особая значимость представленных в пособии советов состоит в том, что их применение помогает сделать музейные программы интересными, доступными и познавательными для самой широкой аудитории, ведь каждый посетитель музея заслуживает внимания и индивидуального подхода. Именно эти принципы лежат в основе инклюзивной культуры, в которой признается ценность каждого человека независимо от его отличительных особенностей.
Приятного чтения и успехов в реализации ваших программ!
Организаторы проекта «Инклюзивный музей»
На сайте данное издание размещено для музейных специалистов в разделе "Полезная литература - Культурно-образовательная деятельность".