Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
6
7
10
13
15
16
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Конь как персонаж крестьянского фольклора Рязанской области

06.04.2020

Трудно переоценить роль лошади в жизни наших предков. Коняга-трудяга  и в труде и в бою был помощником человека, они шли по жизни бок о бок, разделяя все трудности жизни. И недаром  рязанские крестьяне верили, что только у двух творений Божьих есть  душа: у  человека и коня. Когда, говорит старинное преданье, записанное в приокских селах, создал Бог человека, то дал ему душу, а все творения Божии стали возмущаться и негодовать, почему это только  человеку дана душа. Бог выслушал животных и сказал: « У меня есть ещё одна душа, я готов дать её самому достойному из вас». Стали животные спорить, кто из них самый достойный, да ни к чему не пришли. Тогда Бог повесил душу на серебряный столб и предложил спорщикам бежать «взапуски» (наперегонки): кто первый доберется до столба, тому и будет принадлежать душа. Бросились наперегонки животные, но постепенно то один отстал, то другой раздумал бежать. Остались под самый конец лошадь, корова, собака и кошка. Бегут изо всех сил. Вдруг мышка побежала, кошка за ней погналась, в сторону убежала… Собака косточку нашла, стала её грызть, корова нашла сочную траву - тоже отстала… Только лошадь до серебряного столба добежала. Вложил в неё Бог душу. «Ну вот, - говорит - ты почти как человек – и потому будешь, как он в поте лица добывать хлеб свой».

 Конь в числе очень немногих животных, удостоен изображения на иконах.  Образ небесного всадника-победителя описан и в Священном Писании: «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называются Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). В Шиловских селах рассказывали, что когда ужасный Змий прилетел на землю русскую, встал на ее защиту святой Егорий. Кликнул он кличь, собирая воинов на бой справедливый, но никто из людей не откликнулся, никто из зверей и птиц не явился на зов. Пришли только конь белый, волк серый да сокол. Вот втроем и одолели они Змия лютого…С тех пор стал святой Георгий Победоносец  и покровителем  коней, волков и соколов. На день Егория Вешнего (6 мая по новому стилю) справлялся особый конский праздник. Лошадей выводили к церкви или, если дело происходило в деревне, к  часовне, где священник после службы кропил их водой. В честь лошадиного праздника пекли особое печенье – «коней». В Красном Холме это были кони с уздечкой и загнутым хвостом, в Борке – двухголовые или одноголовые кони. Пекли «коней» и в с. Копаново, Терехово, д. Ванчур…

Второй конский праздник справляли  31 августа, в день  святых Фрола и Лавра, когда вновь освящали  лошадей. В селе Санское хозяева с утра чистили лошадей и доверяли сыновьям – подросткам верхом ехать к церкви. Ребята по этому случаю одевались в красные рубахи, подпоясывались поясами, а на голову надевали картуз. Все сельчане с песнями тоже шли к  церкви, где батюшка освящал лошадей, а потом устраивались «обгонки» - соревнования. В Илебниках лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали разноцветные ленты.  Исполнялись в этот день и особые магические действа, призванные предотвратить болезни лошадей. В Илебниках мужики с особыми заговорами плели новую плеть. А в ряде сел совершали обряд похорон уздечки: с приговорами старую уздечку закапывали в углу погреба – чтобы кони были здоровые.

Бытовали в наших селениях и более древние воззрения на коней. Благодаря им мы можем хотя бы в общих чертах представить утраченный нами духовный  мир мещерского, рязанского народа. В селах Шиловского района верили, что кроме домашних коней живут рядом с нами еще кони дикие, кони летучие. И даже двухголовые кони («уж такия уродилися»). Но самым страшным и злым был маленький летучий конёк по прозвищу «Пичужка». Ко всем прелестям своего драчливого нрава, был он ещё и ядовитым. Чтобы обезопасить себя от него, рассказывали в Инякино, другие кони повесили на Пичужку погремки… Если кто изловчится да поймает Пичужку, конек исполнит его любое желание. Не правда ли, очень напоминает знаменитого Конька-горбунка из сказки Ершова?

 Летучих коней в прошлом было столько много, что встреча с ними никого не удивляла: смельчаки даже на них катались. Прилетали они в основном на Масленицу, когда их нужно было угощать блинами. Почему?  В некоторых селах сохранялось поверье, что на сороковой день по смерти человека, за душой  прилетал именно летучий конь. Если покойный при жизни прикармливал летуна, то конь позволял себя оседлать. А если нет, то  душе предстоял долгий и опасный путь на небо

Говаривали, что летучие-небесные-кони спасли как-то мещерские земли от страшного пожара, загасив пламя взмахами своих крыльев. Многие погибли в этой схватке, многие обгорели и, лишившись крыльев, превратились в обычных  коней.

 Раз в год, под Крещение, все кони -  и дикие, и домашние, и летучие,- собирались в одно место и «ровнялись» (бросались наперегонки) к источнику. Тот, кто первым доберется до воды, становился царем всех коней на год. В селе Киструс  рассказывали, что на берегу Святого озера можно было услышать в крещенское время ржание и топот  соревнующихся.

Вообще Крещение тесно было связано с почитанием коней - хоть не освящали их в этот праздник, но зато в каждом селе, в каждой избе выпекали крестьянки особое крещенское печенье - коней. Впрочем, зачастую печенье не очень-то походили на обычных крестьянских трудяг. Чаще всего лепили их без ног,  очень напоминающих древние украшения рязано-окцев и мещеры,  населявших Рязанский край в 1-начале 2 тысячелетия нашей эры. Встречается среди печенья и двухголовый конь. Зачастую фигурка двухглавого коня дополнялась человеческой. Крестьянки рассказывали, что на таком коне ездит по небу сама Божья Мать. Этнографы считают, что образ  двухголового коня является осмыслением двойственности нашего мира, где сосуществуют две противоположности: ночь – день; жизнь – смерть; добро-зло…Всадница - или всадник – в таком случае  это божество всего сущего, божество жизни и смерти. На огромном черном коне скакала по мещерским лесам Бура-Яга, аналог общерусской Бабы Яги. Удивительный конь пыхал огнем, а из-под копыт его вылетали вихри. Чтобы прекратить сильный ветер или ураган, в старину свистели  в особые свистульки в виде коня с всадницей.

Ну и конечно, изображения коней считались издревле сильным оберегом. В рязано-окских (3-7 вв. н. э.) и мещерских(8-12 вв.) могильниках найдено большое количество украшений в виде стилизованных фигурок коней, глиняной посуды с их изображением. До последнего времени в  ряде сел  при завершении жатвы крестьянки оставляли несколько колосьев, завязывая их особым узлом, и ставили соломенные «игрушки»: хозяйку и коня. Начиная покос, делали  коня из сена - на удачу. Часты были изображения коней на наличниках, на рушниках.

С течением времени значение, и смысл этих оберегов был утрачен, и они превратились  в детские игрушки,  красивую сюжетную вышивку или затейливое украшение дома.

 

                                                               Гаврилов А.Н.