Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Май 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
5
6
7
10
13
15
16
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

«Свадебный фольклор Рязанской области»

06.04.2020

«Свадебный фольклор Рязанской области»

Здравствуйте, уважаемые гости нашей страницы. Меня зовут Екатерина Пушкина, я - методист Шиловского музейного комплекса. Сегодня  я предлагаю вашему вниманию музейный урок «Свадебный фольклор Рязанской области». Возможно он будет полезен учителям литературы или педагогам дополнительного образования.

    Свадьба - одно из центральных событий в жизни девушки независимо от эпохи, религии и социального статуса, так как после свадьбы для нее открывался новый этап жизни. В начале 19 века люди относились к свадебной обрядности очень серьезно с соблюдением всех деталей и формальностей.   

    Свадебный обряд Рязанской области можно разделить на 3 основных блока: сватовство, сбор невесты к венцу, непосредственно свадьба.

 Обряды, связанные со сватовством,  в разных селах имеют свои особенности. Так, например в Тырнове, Ф.Пустыни, Санском девушка сваталась к молодому человеку, а не наоборот.

  Фрагмент обряда, который мы обычно показываем детям,"Сбор невесты к венцу": невеста садилась  на лавку, в длинной рубахе, ей крест-накрест закрывали лицо рушниками, далее звучал плач невесты, в котором, как правило, отражалась грусть девушки от расставания с родным домом  и подружками (в ходе урока одному из детей предлагается почувствовать себя в роли «невесты» и примерить ее наряд). 

Если мы обратим внимание  на внешний вид  девушки, то характерная особенность ее образа - закрытое  рушниками лицо, как знак «смерти» для своего прежнего рода.

 В мелодике плача характерные особенности причитания. Так как в процессе исполнения девушка реально плакала, то у строчек нет оформленного окончания. Исполнительница как бы «падает голосом вниз», показывая трагизм ситуации. Это и понятно, она уходила из родного дома в неизвестность. Часто жениха и невесту выбирали родители, часто вразрез с желанием детей.

  Традиционные свадебные песни чаще всего построены на рассказе об отношениях в паре.  Одна из композиций, записанная в нашем районе очень ярко показывает языковые особенности  и произношение. Называется она «Цо у месяца»

«Цо у месяца, цо у месяца,

                                          золотыя рога, золотыя рога

Цо у голубя, цо у голубя,

                                          золотая голова, золотая голова

Цо у Ванецки, у Петровица,

                                         молодая жена, молодая жена

Цо по горенке, цо по горенке,

                                        ходить паваю она, ходить паваю она.

 

За ей Ванецка увивается,

                                     увиваться говорить, увиваться говорить:

«Уж ты Настенька, свет Ивановна,

                                   ты роди мине сынка, ты роди мине сынка

Белолицева, цернобровыва,

                                    как и я у тебя, как и я у тебя

    Первая, бросающаяся в глаза особенность- это так называемое «цоканье», когда в словах звук «ч», заменяется на «ц». «Цо у ВанеЦки, у ПетровиЦа» смягчение окончания - «говориТЬ.

Еще одна характерная особенность- бодрый и энергичный темп свадебных песен.  Если в обряде сбора к венцу девушка плачет в страхе перед будущим, то впоследствии печаль сменяется радостью. Девушка смотрит с надеждой в свою новую семейную жизнь

    В песнях часто использовались иносказания. Так, например, молодого человека называют «сокол».  А в композиции, «К Настасьюшке», которую записал в 19 веке вс.Грушин Е.Ф. присутствуют  архаичные  диалектные слова.

   Так, например, «причельница»-  это внешняя часть дома, а «примолка»- привечание.  Песня  рассказывает о том, как молодой человек добивается внимания девушки. (В ходе урока школьникам предлагается ознакомиться с текстом песни и разобрать языковые особенности)

«К Настасьюшке»

К Настасьюшке сокол прилетай, э-эй к Ларионавнай сизай припорхал

У окошка увивается, э-эй, за причельницу  уцыпляется

Примолки дожидается э-эй, Настасьюшка примол сокола

Примол сваво яснова,э-эй. Я бы рада примолила

Мое сердце не воротится, э-эй, густой кровью обливается.

 

На этом наше путешествие в мир русского фольклора  закончено, но  впереди еще много интересных тем, обрядов и традиций.

Если данная информация бала вам полезна или интересна, напишите нам в комментариях. До новых онлайн-встреч.

                                                     Пушкина Е.И.