Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Лев Табенкин в Рязани

19.02.2020

13 февраля 2020 г. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина состоялось открытие выставки «Лев Табенкин (Москва). Скульптура, графика». В церемонии открытия участвовали сам автор, известный российский художник Лев Ильич Табенкин, директор музея Марина Александровна Котова, председатель Рязанского отделения Союза художников России Виктор Леонидович Грушо-Новицкий, а также мастер монументально-декоративного искусства Феликс Аронович Бух (Москва) и куратор выставки, старший научный сотрудник музея Нина Викторовна Павлова.

Поприветствовав Л.И. Табенкина, директор музея поблагодарила его за согласие показать свои работы в Рязани и напомнила зрителям, что живопись художника уже экспонировалась в залах музея пять лет назад. В.Л. Грушо-Новицкий подчеркнул серьёзность представленных произведений и их большую художественную выразительность. В этом с ним были солидарны все выступающие. По мнению Ф.А. Буха, выставка даёт почувствовать масштаб дарования Л.И. Табенкина, являющего сейчас одним из ведущих мастеров отечественного изобразительного искусства.

В ответном слове Л.И. Табенкин выразил признательность музею за очередную персональную выставку, отметив любовь коллектива научных сотрудников к своему делу.

Лев Ильич Табенкин (р. 1952) – крупный современный художник, представитель поколения «восьмидесятников» в отечественном искусстве. Рязанские зрители уже имели возможность познакомиться с его живописью – в 2014-2015 году в стенах музея прошла выставка картин Л.И. Табенкина «Книга Бытия». Сегодня мастер показывает свои скульптуры и темперы.

Между ними и живописью художника нет резкой границы. Их темы, образы едины, пусть и воплощены в разных материалах. Автора занимает человеческая природа в её исходном виде: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…» (Бытие 2:7). Ежечасная борьба древнего ли, современного ли Адама с инерцией в себе низменного «праха земного» ради высвобождения души, пафос и муки этой борьбы, зачастую ещё даже не осознанной, – вот что видится во многих произведениях Л.И. Табенкина. Сама его творческая манера построена на преодолении косности вещества. Густые, тяжёлые замесы краски, грубый неподъёмный камень дают почувствовать героизм любого духовного усилия.

Выставленные темперы относятся к 1970-1990-ым годам. В эскизе картины «Воскресный день» (1982) есть переклички с работами отца Л.И. Табенкина, Ильи Львовича Табенкина (1914-1988) – одного из самобытнейших московских живописцев своего времени. Его творчество рязанская публика могла оценить на выставке в музее в 2016 году. Сын шёл по собственному пути. Интересно проследить, как повседневные реалии плавно сменились у него менее конкретными сюжетами притчевого плана, как забывшиеся тяжёлым сном герои «Плацкарты» (1980) превратились в ветхозаветный «народ» «Праздника» и «Возвращения» (обе – 1998).

Особое место среди персонажей мастера занимают птицы и рыбы. Важнейшие образы многих мифологий, у Табенкина они, безусловно, равны людям. Изначальное братство связывает ловцов и морских чудищ в сценах с рыбаками – и те и другие твари Божьи. Табенкинские пернатые, обладая не меньшей первобытной мощью, всё же ближе небу. Недаром самый светлый по настроению экспонат выставки – скульптура «Голубая птица» (2012).

В отличие от темпер, скульптуры относятся к последним двум десятилетиям творчества художника, характеризуя нынешний его этап. Л.И. Табенкин рубит из известняка; цветные тонировки, отдельные кусочки яркой смальты никогда не скрывают у него сути камня – монолитности, веса. При взгляде на эти глыбы вспоминается пластика Древнего Востока.

В центре экспозиции скульптуры, в которых автор обращается к Евангелию. В единую группу складываются головы Иоанна Крестителя, Ирода Великого и Иродиады (все – 2010-е). Классическая тема противостояния добра и зла решается как напряжённая схватка без очевидного исхода.

Многие сегодняшние замыслы Л.И. Табенкина вдохновлены античностью. Художник верен себе, его влекут архетипы: Одиссей, Пенелопа, Телемак. Не забыт и Сизиф, обречённый богами вновь и вновь поднимать в гору камень, который скатывается оттуда, стоит Сизифу достичь вершины. В легенде скрыт горький символ человеческого существования, но сам герой в трактовке скульптора вызывает уважение.

Творчеству Л.И. Табенкина присуща глубокая содержательность. Здесь он продолжатель великой традиции русского искусства, подразумевающей главенство этического начала.

Выставка работает до 27 марта 2020 г.