Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Сказание о Евпатии Коловрате

19.12.2017

В рамках Недели памяти защитников Рязани Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник подготовил выставку, посвященную легендарному Евпатию Коловрату – доблестному рязанцу, отомстившему татаро-монголам за разорение родной земли. Был ли Евпатий Коловрат реальной исторической личностью? Среди историков нет единого мнения на этот счет. Одни вполне допускают, что человек с таким именем мог существовать, другие называют его «былинным персонажем» или «собирательным образом». Никаких летописных или иных свидетельств о Евпатии Коловрате не найдено. Единственный письменный источник, в котором упоминается его имя, – это «Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – памятник древнерусской литературы, посвященный героической борьбе русского народа с татаро-монгольским нашествием, в частности истории обороны Рязани от полчищ Батыя в 1237 г. По мнению исследователей, это одно из самых совершенных произведений своего времени. Несмотря на то, что в рукописной традиции «Повесть» является частью Николо-Заразского цикла, она воспринимается как самостоятельное произведение и носит общерусский характер. Батыево нашествие – беда, грозящая всей Русской земле, где Рязань — только ее часть. «Повесть», несомненно, занимает центральное место в цикле, потому что события, изображенные в ней, являются кульминацией русской истории XIII в. Гибель города — это расплата за отсутствие единства среди русских князей, за их свары и «непособие» друг другу.

Когда и как возникла «Повесть о разорении Рязани Батыем»? Существует несколько версий. Скорее всего, она составлена в первой половине XIV в. В пользу этого говорит и острота переживания событий нашествия, еще не сглаженная и не смягченная временем, и ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Не забыты еще «честь и слава» рязанских князей; заложники, которых они брали у половцев; родственные отношения этих князей с черниговскими. Коломна еще выступает как рязанский город (Глеб Коломенский сражается вместе с рязанскими князьями). Автор помнит и то, что Успенский собор в Рязани «весь погорел и почернел от дыма». Средневековый книжник говорит об «узорочье рязанском». Но, самое главное, Старая Рязань не пришла еще во время составления этой «Повести» к своему окончательному упадку. Ведь заканчивается памятник рассказом о том, что князь Ингварь Ингоревич восстанавливает разоренную Рязань. Уже в начале XV в. «Повесть о разорении Рязани Батыем» нашла отражение в Московском летописном своде Фотия 1418 г.: целый ряд деталей в описании разорения Москвы Тохтамышем заимствован из нее. Основные редакции «Повести» донесли до нас ее текст лишь с небольшими отличиями от авторского. Если исключить плач Ингваря Ингоревича, эпизод с Олегом Красным и описание гибели Федора и Евпраксии, в основу которых легли народные сказания, то все остальное должно быть отнесено к первоначальному тексту «Повести». По мнению Д.С. Лихачева, перу автора принадлежит и центральный эпизод с Евпатием Коловратом. Он сюжетно закончен и целиком взят из какой-то не дошедшей до нашего времени былины.

В 2017 г. Евпатий Коловрат стал киногероем. На российских киноэкранах с успехом прошёл фильм «Легенда о Коловрате», главную роль в котором сыграл уроженец Рязани актёр Илья Малаков. 14 декабря в Рязани состоялась премьера спектакля «Сказание о Коловрате» от Театра на Соборной (режиссер-постановщик Марина Есенина).

На одноименной выставке в Рязанском кремле можно увидеть копию знаменитой «Повести о разорении Рязани Батыем»; книги о Коловрате: как серьезные исследовательские работы, так и детские издания, прославляющие народного героя; живописные работы, один из проектов монумента Евпатию (1960-е гг.).

Выставка будет работать во Дворце Олега до февраля 2018 г.