В память вечную будет праведник

06.12.2017

3 декабря 2017 г. в Скопинском краеведческом музее состоялось открытие выставки «В память вечную будет праведник», посвященной памяти почетного гражданина города Рязани и Рязанской области митрополита Симона (Новикова).

Почетным гостем мероприятия стал директор Скопинской воскресной школы иеромонах Игнатий.

Митрополит Симон (Новиков), в миру Сергей Михайлович Новиков, родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино, Даниловского района, Ярославской области в крестьянской семье. Затем семья переехала в местечко Кишаново. Родители владыки – Михаил и Анна Новиковы – были верующими людьми, и он с детства стал ходить в расположенный за два километра храм Воскресения Словущего. Верил и молился так истово, что сверстники прозвали мальчика «монахом». Потом, когда Сергей учился в селе Вятском, он тоже вместе с сестрой Ниной пел на клиросе местной церкви.

В семье Новиковых каждый день начинался с молитвы, к которой приучала детей мама. Весь быт, уклад дома были пронизаны христианским духом: все работали на земле, по праздникам ходили в храм, дети с самого раннего возраста соблюдали посты, знали много молитв. И все это несмотря на то, что отец семейства был председателем колхоза и жизнь Новиковых была на виду у односельчан. Строгость и любовь, мудрость и простота органично соединились в родителях будущего владыки.

О своем детстве владыка Симон вспоминал так: «Тогда я еще не понимал церковнославянских слов молитвы, которой учила меня мама. И поэтому молился так, как подсказывали мои детские ощущения. Жили мы очень бедно, порой есть было нечего. И я молился: «Господи, дай нам муки побольше…» В Рождественский сочельник мы, дети, часами сидели у окна, чтобы увидеть, когда покажется первая звезда…».

«Одно из самых ярких детских воспоминаний владыки митрополита – это праздник Святой Пасхи. Она была так ожидаема, желанна, что ему, пятилетнему мальчику, совсем не трудно было встать рано-рано утром, в темноте и, крепко держась за твердую руку мамы, вслед за старшим братом и сестрой идти по хрупкому мосточку через речку в соседнее село… Сладость пасхального пения, торжественное убранство храма и икон, теплое потрескивание множества свечей, обволакивающий аромат ладана – вся эта незабываемая, неземная радость столь крепко вместилась в детское сердечко, что в нем твердо поселилось желание быть ближе к Богу».

«А еще я очень любил учиться, – вспоминает Владыка, – даже злоупотреблял родительским договором: того из детей, кто сидит за книгой, не тревожить. Соберется, бывало, отец дрова колоть, а я – за книгу».

После школы, в 1943 году, будущий владыка поступил в Ярославский химико-механический техникум, учеба ему давалась достаточно легко. Потом, уже молодым специалистом, Сергей Новиков был направлен на ярославский завод «Резинотехника», Через отца Авеля Сергей стал известен и архиепископу Ярославскому и Ростовскому Димитрию (Градусову), бывшему архиепископу Рязанскому и Касимовскому (1944-1946 гг.). Владыка Димитрий и дал ему, как ревностному прихожанину, путевку в жизнь – рекомендацию для поступления в Московскую Духовную Семинарию. Получив благословение отца Авеля и уладив свои дела на заводе, Сергей Новиков поехал в 1951 году поступать в Московскую Духовную Семинарию, где и учился вплоть до 1955 года, когда успешно закончил курс семинарии и поступил в Московкую Духовную Академию.

17 декабря 1958 года Сергей Новиков был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры и в том же году, 28 декабря, пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским, впоследствии архиепископом Саратовским и Камышинским) с наречением имени Симон, в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия.

18 января 1959 года епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, отец Симон был рукоположен в Воскресенской церкви в Сокольниках во иеродиакона, а 12 апреля того же года – во иеромонаха.

В 1959 году отец Симон заканчивает по первому разряду Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета». Оставлен преподавателем Московской Духовной Семинарии, а с 1963 года – и Академии.

2 января 1964 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел его в сан архимандрита. В том же году он утвержден в должности доцента по кафедре византологи.

Одновременно в 1964-1965 гг. он являлся настоятелем Преображенской церкви Троицкого патриаршего подворья, что в селе Лукино под Москвой близ станции Переделкино.

С 1965 года на плечи отца Симона было возложено нелегкое послушание инспектора Московских духовных школ. Здесь он зарекомендовал себя очень хорошо. «Если кто-то провинился, он, получив известия об этом проступке, приходил в комнату, где жил провинившийся, и что-нибудь рассказывал из житий святых. Все слушали внимательно – очень интересно он рассказывал. А тот, кто был виноват, понимал, что этот рассказ адресован ему, и если он не исправится, то в следующий раз будет уже не рассказ, а что-нибудь другое. Так он воздействовал на учеников».

11 октября 1972 года архимандриту Симону (Новикову) постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода «определено быть Епископом Рязанским и Касимовским».

14 октября 1972 года в Покровском храме Московской духовной академии архимандрит Симон был хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского.

19 октября 1972 года владыка Симон прибыл в город Рязань, ставший местом его архипастырского жертвенного служения на многие десятилетия. Первую свою литургию в епархиальном городе владыка Симон совершил 22 октября в день празднования Корсунской иконы Божией Матери. Этот день стал весьма дорогим для митрополита Симона, впоследствии он часто в своих проповедях вспоминал о первой Божественной Литургии в богоспасаемом граде Рязани.

Владыка Симон занимал Рязанскую и Касимовскую кафедру в течение тридцати одного года. Здесь, в Рязани, на архиерейском служении полностью раскрылся его многогранный талант: как руководителя и хозяйственника, ученого-историка и богослова, проповедника и литератора, наставника и воспитателя, патриота и общественного деятеля.

7 сентября 1978 года владыка Симон был возведен в сан архиепископа.

Проповедь владыки Симона звучала не только с амвона, печатные издания, передачи на телевидении – все это также стало проявлением проповеднического служения рязанского архипастыря.

1 сентября 2001 года при Рязанском государственном педагогическом университете им. С. А. Есенина на факультете русского языка и литературы открылось отделение теологии.

Но главной заботой в деле духовного просвещения стало для митрополита Симона Духовное училище. Оно было открыто 5 февраля 1990 года по решению Священного Синода и Святейшего Патриарха Пимена.

17 августа 2004 года согласно постановлению Священного Синода Рязанское православное духовное училище было преобразовано в Рязанскую православную духовную семинарию.

Указом от 25 февраля 2000 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он был возведен в сан митрополита.

Однако время брало свое, и силы стали оставлять митрополита Симона, бремя управления рязанской епархией все более тяготило его. 7 мая 2003 года постановлением Священного Синода в связи с исполнившимся 75-летием и согласно поданному прошению владыка Симон был почислен на покой с пребыванием в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии.

Блаженная кончина праведника последовала в 4 часа утра 1 сентября 2006 году на 79-м году его жизни.

Отпевание митрополита Симона состоялось 4 сентября в Николо-Бабаевском монастыре. Владыка Симон похоронен в этой древней обители, у алтаря Никольского храма, рядом с местом захоронения святителя Игнатия Брянчанинова.

«Смирение и кротость – вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, – то все это делает человека «солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме», – говорил Высокопреосвященный Симон в своем докладе 27 ноября 1998 года». И слова эти были плодом многолетнего прохождения монашеского поприща. Поистине он следовал призыву апостола: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим.4, 16).

Добрый пастырь

Посвящается Митрополиту Симону (Новикову)

Добрый пастырь, как из притчи самарянин,
Пас ты паству без господства.
Ты обвязывал наши раны
По любви и благородству.
За Христом шел путь нам освящая,
И на голос кроткий твой,
Все желающие Рая
Устремлялись за тобой.
Двери кельи кабинетной
Были всем, всегда открыты…
Исполняя души светом
“Ноги каждому омыл ты…”.
Облаченный вышним саном,
Не забыл про подвиг-бдение:
Пред Отцом Небесным, тайно,
Совершая псалмопение.
И исполнивши «блаженства» –
Наставления Христовы,
Ты обрел в той Жизни место
Со святыми на престолах.

Игумен Гурий (Покровский)