Музеи Рязанской области от А до Я
Новости и анонсы
Карта музеев
Виртуальные туры
СМИ о музеях

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Апрель 2024
ПНВТСРЧТПТСБВС
8
17
18
21
22
23
28
29
Тематика семинаров (опрос для музейных специалистов) ПРОЙТИ ОПРОС
Больше опросов

Черные дубы и ирландский олень

05.12.2017

30 ноября 2017 г. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина прошла очередная лекция заместителя директора ГАРО Дмитрия Филиппова, посвящённая творчеству Константина Паустовского.

Предпоследнюю встречу в этом году посвятили тайнам произведений Паустовского. Сама анонсированная тема лекций – «Ирландский олень и чёрные дубы: факты и вымысел в мещёрских произведениях К.Г. Паустовского» – звучала загадочно. Рассказ Дмитрия Филиппова позволил слушателям заглянуть в творческую лабораторию мастера, узнать о том, как рождались его художественные произведения, сколько в них вымысла, а сколько – правды.

Сам писатель уверял, что читатель должен верить писателю на слово – соответствующий совет он давал в одном из писем своей корреспондентке. Вместе с тем, внимательное прочтение произведений писателя позволяет пролить свет на некоторые приведенные им факты и отделить художественный вымысел от того, что происходило в Мещёре на самом деле. Так, в 1931 году увидел свет очерк К.Г. Паустовского «Мещёрский край», ставший основой для многих последующих произведений автора. Воспевая Мещёрский край, автор, в частности, упоминает в качестве его уроженцев не только гравёра Пожалостина, но и Абрама Архипова, Филиппа Малявина и Александра Киселёва-Камского. Позже имя последнего исчезает со страниц произведений Паустовского, однако остальных автор прочно записывает в уроженцы здешних мест. Это имело под собой основание: фамилия Малявины широко распространена в солотчинском ономастиконе, так же, как и фамилия Есенин, не являющаяся только привилегией крестьян села Константинова. К слову, фамилию Малявины мы встречаем у писателя не только в его первом очерке. В последующих произведениях упоминается история о некой Маньке Малявиной, которая стала воспитанницей студии Айседоры Дункан и гастролировала с ней по Америке. Студия, открытая знаменитой танцовщицей, 140-летие со дня рождения которой отмечается в этом году, действительно, существовала в столице — закрылась она лишь в 1949 году, пережив многие политические и экономические катаклизмы. Воспитанницы студии под руководством приёмной дочери Дункан, Ирмы, действительно выезжали в Америку. В списке танцовщиц фамилии Малявиной и производных найти нельзя, однако нельзя же и утверждать, что история целиков придумана Паустовским — полностью списка тех, кто занимался танцем по методу Дункан, нет даже у историков.

Интересная, почти детективная история со многими участниками «раскрывается» по изучении рассказа «Заячьи лапы». Врач, вылечивший ушастого, жил на улице Почтовой, 3. В начале XX века здесь действительно существовала аптека, а в качестве доктора Корша мог быть выведен другой, но реальный доктор — Павел Эммерихович Штейнлехнер, владелец дома Хвощинских на улице Семинарской. Существовало предание о том, что Павел Эммерихович часто бесплатно лечил городских детей, помогая таким образом семьям.

Не является вымыслом на страницах произведений Паустовского и ирландский олень — о нём мы узнаём от одного из героев «Мещёрской стороны». Олень с размахом рогов 3 метра действительно существовал — он был выкопан в Сапожковском уезде и некоторое время находился в местном музее, однако затем был отправлен в столичный палеонтологический музей. Перенося действие из Сапожковского района в Клепиковский, Паустовский не лукавит, а лишь создает свою художественную действительность, так же, как в случае с чёрными дубами, которые фигурируют в его произведениях. Мореное дерево на деле оказывается вековыми деревьями, которые часто встречались в водоёмах Мещёры под густым слоем торфа — отсюда и их необычный цвет. В произведениях Паустовского эти деревья из факта превращаются в своего рода символ, олицетворение тайного и загадочного.

Источник: портал VezdeKultura